Начало > Консультант > Советы предпринимателю > История страхования

История страхования

Нравится

История страхования26/11/2008 Просмотров: 2464
Возникновение страхования относится к глубокой древности. В Вавилонии почти за два тысячелетия до нашей эры во времена правления царя Хаммурапи законодательно предусматривались соглашения между участниками торгового каравана о том, чтобы убытки, понесенные кем-либо в пути от ограбления или кражи, разделять на всех поровну. Соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения заключались между купцами-корабельщиками Персидского залива и Финикии. В Шумере торговцами создавались «общие кассы» для компенсации потерь в случае порчи или утраты груза при транспортировке.

В странах Средиземноморья развитию основ страхования способствовала быстро развивавшаяся прибрежная торговля. Например, Демосфен (около 384-322 гг. до н. э.) свидетельствовал, что торговец, получивший ссуду, возвращал ее только по успешному завершению торгового путешествия, причем возвращал на 30% больше, чем получал. Эти 30%, являясь кредитной ставкой, включали в себя и прообраз страхового тарифа. Так кредитор защищал себя на случай возможных убытков. В Древнем Риме в роли страховщиков выступали представители государства, подписывая обязательства о возмещении ущерба в случае нападения или стихийных бедствий с торговцами, которые снабжали легионеров в Испании.

Первые ростки страхования в виде подобие страхового фонда существовали в Древней Индии и Древнем Египте. Они представляли собой организации взаимопомощи ремесленников и торговцев. Первый договор страхования с включением в него страхового взноса появился в Генуе в 1347 г. Тогда же власти Генуи обязали всех страхователей и страховщиков нотариально заверять дoгoвopы страхования. В Генуе появилось и первое страховое общество, занимавшееся транспортным страхованием, а основной регламентирующий документ этого общества касался маршрутов движения морских торговых судов.

Серьезный вклад в создание транспортного страхового законодательства внесли опубликованные в 1435 г. «Барселонские капитулы», во многих статьях которых отражены положения о страховании. Так, страхователь был обязан объявлять общую сумму займов, взятых для осуществления путешествия, определялась суть фиктивного страхования, устанавливалась презумпция гибели судна в случае отсутствия какой-либо информации о нем. Это был первый Международный кодекс по мореплаванию и страхованию. Завершением правового обеспечения морской торговли, мореплавания и морского страхования в средние века считается изданный в Руане в 1500 г. свод законов «Вехи моря», ставший экономическим и правовым продолжением основных постулатов, изложенных в «Барселонских капитулах».

В 1662 г. в Англии предприниматель Эдвард Ллойд начал выпускать газету «Новости Ллойда», публиковавшую сведения о движении всех известных судов в различных портах мира, а через четыре года была основана «Страховая компания Ллойда», так как Ллойд быстро осознал, что информация и статистика - основы страхования. Страховые представители Ллойда в соответствии со своим опытом и ежедневно получаемой информацией оценивали сумму риска, сезонность и продолжительность плавания, деловую репутацию перевозчика и торговца, опыт капитана и команды, параметры и надежность судна. Уже через 60 лет «Страховая компания Ллойда» контролировала 99% рынка морского страхования.

В XVII в. морское страхование eщe не являлось финансовой операцией, и было скорее пари, где каждый корабль играл роль ставки. Отсюда исходила осторожность предпринимателей, которая выражалась в том, что суда и товары имели нескольких собственников, чтобы в случае необходимости разделить ущерб на каждого. Стоимость крупных судов при страховании делилась, каждая часть отдельно страховалась в «Страховой компании Ллойда».

Морское страхование имело свою специфику: страховщики объединялись гораздо быстрее, чем страхователи. Толчком к развитию взаимного страхования, а также к развитию страхования от огня послужил лондонский пожар 1666 г., уничтоживший значительную часть города.

Дальнейшее развитие страхования связано с достижениями в области математики. В середине XVII в. Паскаль и Ферма впервые сформулировали принципы теории вероятностей, страхование оказалось возможным поставить на научную основу. В 1714 г. появилась работа швейцарского математика Даниила Бернулли, сформулировавшего закон больших чисел. Использование достижений в области математики позволило создать в 1762 г. первую страховую компанию по страхованию жизни.

В 1678 г. Лейбниц в своей работе «Искусство комбинаторики» выступил с идеей взаимного страхования на случай пожара, стихийных бедствий, несчастного случая, страхования жизни и предложил объединить эти виды страхования в системе Государственной автономной кассы. Сумму взносов предполагалось дифференцировать в зависимости от уровня доходов, что давало возможность вступления и получения возмещения малоимущим слоям населения. Таким образом, Лейбниц впервые изложил принципы социального страхования.

Этапы развития российского страхования. Появление первых элементов страхования на Руси связывают с памятником древнерусского права - «Русской правдой» (Х - ХI вв.). В нем, в частности, приводились нормы материального возмещения вреда общиной в случае убийства. Так, за убийство члена княжеской семьи и при том, что убийца не будет пойман, община, на территории которой было совершено преступление, должна была выплатить 80 гривен, а в случае убийства простолюдина - 40 гривен.

Историческая наука упоминает и о чумачестве. Чумаки торговали рыбой и солью, следы их поселений можно обнаружить на берегах Черного и Азовского морей, где они продавали свою продукцию на ярмарках и закупали другие товары. Чумаки путешествовали ватагами на подводах, запряженных волами. Если в пути у чумака погибал вол, на деньги каравана покупался другой. Так происходило возмещение убытков от стихийных бедствий и других опасностей каждого из участников сообщества за счет его членов.

Примеры государственного страхования обнаруживаются во времена Московской Руси. В результате постоянных набегов крымских и ногайских татар множество людей попадало в рабство. Для обеспечения выкупа была создана финансовая база. Предписание на этот счет можно найти в 72-й главе «Стоглава» «Об искуплении пленных» (1551 г.). В ней предусматривался выкуп за счет княжеской казны, а потраченные средства возмещались за счет ежегодных взносов населения.

Отсчет первого этапа становления страхового дела в дореволюционной России начинается с середины XVIII в. В 1765 г. в Риге, бывшей тогда частью Российской империи, было основано первое общество взаимного страхования – Рижское общество взаимного страхования от пожаров. За исключением Санкт-Петербурга, в котором во второй половине XVIII в. дома аристократов страховались за границей, страхования в русских землях в середине XVIII в. еще не существовало.

В конце XVIII в. Екатерина Вторая одновременно с организацией ипотечного кредитования предприняла попытку создания государственного страхования. Манифест от 28 июня 1786 г. «Об учреждении государственного Заемного банка» запрещал производить страховые операции с иностранными компаниями. При учрежденном банке была открыта Государственная страховая экспедиция, страховые операции которой ограничивались отдельными объектами – каменными домами или фабриками. Страховая сумма не могла превышать 75% от стоимости недвижимости, страховой тариф был единым и составлял 1,5%.

В 1797 г. российское правительство открыло «Страховую контору». Однако финансовые результаты страховой деятельности, а именно небольшие поступления и значительные расходы, оказались настолько неутешительными, что эта контора была закрыта через восемь лет в 1805 г. В 1798-1799 гг. государством была предпринята попытка создания общества взаимного страхования. Но и она не была успешной по тем же причинам. Так закончился первый этап истории российского страхования, характеризующийся государственной монополией на страховую деятельность, в результате которой утвердилась необходимость привлечения на рынок страхования частного капитала.
Второй этап становления страхования в России связан с началом формирования страхового рынка, отказом от государственной страховой монополии и созданием негосударственных страховых компаний. Наибольшее распространение в России того времени получило огневое страхование. В 1827 г. на базе российского агентства английского страхового общества «Феникс» было учреждено «Первое российское страховое от огня общество», получившее двадцатилетнюю монополию на ведение страховых операций в крупных российских городах: в Петербурге, Москве, Одессе и других.

У истоков создания общества стоял граф А. Х. Бенкендорф. В течение последующих тридцати лет с разрешения российского правительства открылись еще два общества по огневому страхованию - «Второе российское страховое от огня общество» (1835 г.) и «Саламандра» (1864 г.), также получившие монополию на проведение страховых операций в определенных регионах.

В 1835 г. в России было положено начало развитию страхования жизни, когда было организовано первое акционерное общество по страхованию жизни - «Российское общество страхования капиталов и доходов». Закон о морском страховании, регламентирующий этот вид страховой деятельности, был принят в 1846 г. Таким образом, второй этап развития российского страхового дела характеризуется заменой государственной монополии на частную. Особенностью этого этапа стало обеспечение государством финансовой устойчивости негосударственных компаний-монополистов путем концентрации страхового капитала. Однако и этот путь развития страхования оказался тупиковым. Отсутствие рыночных отношений, преимущественно натуральное хозяйство, недостаток конкуренции привели к упразднению в 1847 г. монополии на частную страховую деятельность.

Третий этап становления страхования в России характеризуется созданием полноценного страхового рынка. Предпосылками создания стали отмена в 1861 г. крепостного права, развитие капиталистического способа хозяйствования, реформирование кредитно-денежной системы.

Для этого этапа характерно возникновение многих акционерных обществ без монопольных привилегий, таких как «Русское» (1867 г.), «Коммерческое» (1870 г.), «Якорь» (1872 г.) и др.

В 1874 г. владельцы страховых акционерных обществ по огневому страхованию заключают специальное тарифное соглашение (конвенцию), направленное на недопущение возникновения новых страховых компаний и раздробления операций между членами конвенции. Эти страховые общества были связаны едиными тарифами, но каждая из них разрабатывала собственные условия страхования, что приводило к определенной конкурентной борьбе. Тарифное соглашение вступило в силу в 1875 г. и получило название «Страхового синдиката», по сути, очередного, теперь уже рыночного, монополиста на страховом рынке. Монополизм в страховом деле появился раньше, чем в банковском секторе или промышленной сфере.

Развитие национального страхового рынка во второй половине XIX в. потребовало создания системы государственного страхового надзора. В 1894 г. такой надзор был установлен. Функции органа государственного страхового надзора выполняло Министерство внутренних дел, тогда же была введена публичная отчетность страховых компаний.

В 1885 г. был снят запрет на деятельность в России иностранных страховых обществ, и в Петербурге открылось центральное агентство страхового общества «Нью-Йорк» (США). В 1889 г. было дано разрешение на деятельность в России представительств страховых обществ «Урбен» (Франция) и «Эквитебл» (США), а основным сегментом рынка этих страховщиков стала работа с населением. В конце XIX столетия в России действовали также страховые общества Германиии Швейцарии.

Однако и российские акционерные страховые общества активно участвовали в страховых операциях за границей. Например, страховое общество «Россия», крупнейшее в России по объему операций и размеру капитала, проводило операции по восьми видам страхования (огневому, жизни, от несчастных случаев, морскому и пр.) на территории Российской империи и имело свои представительства в Александрии, Афинах, Белграде, Берлине, :Константинополе, НьюЙорке и других городах.

Кроме акционерных обществ на страховом рынке присутствовали земские страховые организации, а также общества взаимного страхования, например, Общества взаимного морского, речного страхования и даже «Общество взаимного страхования от огня имущества мукомолов». Всего же в сфере предоставления страховых услуг работало более 300 страховых предприятий.

Таким образом, накануне Первой мировой войны в России сложился развитый страховой рынок, на котором присутствовали практически все формы страховой защиты: огневое и имущественное страхование, страхование жизни, морское и речное страхование, страхование от несчастных случаев. Те же виды страхования осуществлялись тогда и в Европе.

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война и последующие потрясения привели к развалу российского страхового рынка. Октябрьская революция 1917 г., совершенная под руководством партии большевиков, одним из требований которых была национализация банковской и страховой систем, довершила распад. Последствиями национализации страхового дела в Советской России стали установление государственного контроля над страхованием и объявление страхования во всех видах и формах государственной монополией. Так завершился третий этап развития страхования в России.
http://school.bakai.ru/?id=ecnhi02



Статья: История страхования
Автор: Публикатор
Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 0]
Мнение[Ваше мнение]

статьи по теме:
Торговое оборудование для магазина обуви
Ликвидировать фирму: цены и сроки
Как правильно выбрать место для проведения бизнес-мероприятия?
Страховые взносы для предпринимателей будут пересмотрены
Реальность инвестиционных намерений
Бесплатные объявления на ГородНальчикRU


Новости партнеров

Какая судьба у Ставропольской ГРЭС?

На недавней пресс-конференции губернатора Ставрополья шла речь о подтопленцах. Там же журналисты спросили Владимирова о судьбе Ставропольской ГРЭС. Глава региона четко дал понять - несмотря на слухи об её закрытии, этого край не допустит.Электроэнергия Ставропольской ГРЭС питает не только наш р ... >>>

Малые архитектурные формы

Малые архитектурные формы