Начало > Консультант > Советы предпринимателю > Предпринимательские риски

Предпринимательские риски

Нравится

Предпринимательские риски26/11/2008 Просмотров: 2738
Когда у людей появляются желания или предрасположения, которые пока не могут быть удовлетворены имеющимися возможностями, они оказываются в состоянии беспокойства, ощущая побуждение к действию, но одновременно ощущая и препятствие, мешающее его исполнению. Это внутреннее напряжение чаще всего проявляется в суетливости, некоординированной деятельности. Аналогичные проблемы наблюдаются и в ведении хозяйственной, экономической деятельности в России последние годы. И эти проявления беспокойства можно объяснить достаточно просто: время, когда сравнительно легко можно было сделать быстрые и. большие деньги, минуло. На рынке товаров и услуг постепенно становится тесно, теперь уже приходится бороться за каждый процент прибыли.

Необходимость поиска решения возникших проблем привела к существенным изменениям в ментальности типичного предпринимателя. Все чаще предприниматели понимают, что такое риск, на собственном горьком опыте. Все чаще в деловом обиходе мелькают слова и выражения типа «успех бизнеса», «влияние риска», «анализ и оценка риска», «решения с разумным риском» и т. п. Но вот что они точно означают - это говорящие порой и сами плохо понимают, а поэтому - какого понимания ожидать от собеседника? И нужно ли это взаимопонимание? И как понимание и взаимопонимание в «информационном поле риска» могут помочь предпринимателю управлять этим самым риском?

Почему в начале нового тысячелетия в нашей стране значительное количество деловых людей активно занимаются предпринимательством, управляя риском на глазок, с опорой на главный национальный принцип ведения дел - с надеждой на «авось»?

В то же время в большинстве стран мира анализ риска это давно уже обыденное явление в бизнесе. Пытаясь найти ответы на подобные вопросы, кое-что можно утверждать вполне определенно, а кое-что - наверняка до конца останется только гипотезой. В общем, ясно одно: раз назревшая проблема связывает и затрагивает интересы многих, значит и причин у сложившегося положения дел несколько.

Одна из наиболее вероятных причин состоит в том, что Россия, в силу стремительных исторических перемен оказалась в положении «бегущего впереди паровоза». Каждый ли предприниматель сегодня хорошо понимает, что такое стоимость товара и как формируется цена на товар? Иными словами, одна из причин нашего повышенного интереса к вопросам, связанным с риском в предпринимательстве, - это то, что наше общество слишком быстро оказалось в дикой стихии рынка. Мы настолько лихо и быстро влетели в сферу частной собственности и свободного предпринимательства, что и речи не могло быть о том, чтобы успеть получить хотя бы начальное экономическое образование. Поэтому в лучшем случае наши представления об экономических законах, действующих в предпринимательстве, остались на уровне вузовского учебника политэкономии. А он теперь безнадежно устарел.

Другая совокупность обстоятельств, порождающих беспокойство у сегодняшних предпринимателей, их личная неуверенность в отношении возможностей понимания существа методик и особенностей способов анализа и оценки риска. Часть из таких обстоятельств были обусловлены тем, что первыми предпринимателями в нашей стране чаще всего становились либо узкие специалисты (в большинстве своем гуманитарии по образованию), либо - люди с «весьма средним» образованием. И тем и другим не хватало системности восприятия существа риска, его роли в предпринимательстве. Но есть и еще одно, что роднит всех наших предпринимателей: практически все они стали жертвами существовавшей долгое время в нашей стране системы преподавания математики в школе и вузе. «А чем, в сущности, не устраивает вас эта система преподавания?», - спросит иной читатель, например, школьный учитель математики. Ответ, тем не менее, известен практически всем: родная система преподавания математики была и сегодня еще, к сожалению, остается во многом ориентированной на запоминание. На запоминание теорем, соотношений и формул, а не на понимание того, что именно они, эти теоремы, формулы и соотношения отображают (системные аналитики говорят - «моделируют»). А ведь это самое главное.

Следовательно, основная опасность «традиционной» системы обучения заключается в том, что она опирается на психологическое заблуждение, будто заучивание наизусть разделов из учебников развивает мышление. Да, к тому же, и преподавателю работать очень просто - только и давай указание: заучить наизусть «от сих - до сих». Исходя из такого убеждения, заставляют учить как можно больше. Школьник, а затем и студент только и делают, что заучивают теоремы и формулы, причем ни их способность к размышлению, ни их инициатива в применении математических формул нисколько не развиваются. Все учение заключается в том, чтобы отвечать наизусть. А зачем? Ведь именно для «запоминания» и созданы справочники, базы данных, интернет! Если знаешь, что ищешь, - обязательно найдешь. А как узнаешь, если в процесс е обучения только и делал, что формулы запоминал, а не стремился понять, что они моделируют? Подобная система обучения решительно устарела. Она, к сожалению, внушает обучаемому отвращение к математике. Сегодня это вполне реальная опасность для предпринимательства.

По-видимому, предпринимателю, занимающему активную жизненную позицию, придется заново пересмотреть свое отношение к математике. С полной ответственностью заявляем, что математика - это интересно, это просто, это сила. А как ею разумно пользоваться, - это нужно просто показать на примерах, описать образец для подражания (системные аналитики употребляют термин «парадигма» - от греч. рaradeigma - «пример, образец для подражания»). Только системное представление о реальной действительности дает возможность понять, надо ли применять ту или иную формулу в той или иной моделируемой ситуации, а также чего ждать, а на что не рассчитывать, анализируя результаты моделирования. Одно из таких системных математических представлений - это настоятельная рекомендация пользователю выбирать шкалу для измерения и оценки результатов планируемой акции в полном соответствии с целями, задачами и условиями измерения (так называемый принцип цели). Предположим, предприниматель собирается заняться торговлей на конкретном сегменте рынка товаров или услуг. У него есть возможность закупить для поставки на рынок три номинации товаров, но он имеет целью завоевать этот сегмент рынка. Для того чтобы нанести решительный удар, предпринимателю потребуется сконцентрировать все финансовые силы на одном товаре.

Какой товар из трех выбрать, чтобы завоевать сегмент рынка? Для получения ответа можно поступить по-разному, например, попытаться угадать. Это очень рискованно, но совершенно не требует каких-либо специальных усилий или затрат. Можно заключить договор с известной консалтинговой компанией, у которой есть совершенные экономические модели, и после немалой оплаты за услуги и месяца ожиданий будут получены результаты, которые с точностью до копейки дадут ответ о величине прибыли. Только вот ответ может не удовлетворить предпринимателя, поскольку оцененная величина будущей прибыли покажется ему не значительной (или вообще - отрицательной). Так, может быть, не нужно было ждать месяц, платить за услуги большие деньги и получить очень точный, но совершенно не нужный ответ? Возможно, лучше было бы грубо, но быстро получить представление о принципиальной выгодности операции с рассматриваемыми товарами на рассматриваемом рынке? И только тогда, когда грубая оценка окажется приемлемой для подготовки решения, только тогда, если потребуется, - обратиться к специалистам за более точными расчетами, но не только величины прибыли, а еще и за оптимизацией стратегии интервенции на рассматриваемом сегменте рынка с учетом портфеля риска фирмы, которой руководит предприниматель.

Другими словами, самому предпринимателю нет необходимости самому долго изучать сложные экономические модели типа «дуополии» или «монополии». Ведь если предприниматель сразу получит ответ в форме суждения типа «проникнуть на рынок нельзя» или «завоевание рынка не принесет прибыли», то такие узко специальные методы ему просто не понадобятся. А для того чтобы сформулировать подобные суждения, зачастую оказывается вполне достаточно применить концептуальные модели оценки в так называемых качественных шкалах.

Вот так, примерно, выглядит парадигма выбора шкалы оценки риска в соответствии с системным принципом цели. Системный подход к проблеме дает каждому, кто им владеет, ясное понимание того, что решение есть и оно - не единственное. И обязательно нужно найти и оценить несколько вариантов решения проблемы. Только тогда можно выбрать лучший. Главная трудность при выборе - разобраться в собственных предпочтениях: чего я хочу, к чему стремлюсь, чем готов пожертвовать ради чего-то другого? А насколько пожертвовать? Вот неполный системный перечень вопросов для оценки личных предпочтений. И системный подход подсказывает, как это сделать проще. Он напоминает, что обязательно следует учитывать в оценке возможных вариантов и эффект, и затраты, и время, и рискованность вариантов, поскольку именно этим варианты решения только и различаются. Поэтому потребуется хорошенько задуматься над тем, чтобы выбрать наилучший вариант по сочетанию значений критериев эффекта, затрат, времени, риска.

Кроме того, если предприниматель руководствуется системными представлениями, - не узко специальными, а именно системными, связанными воедино, то при необходимости он всегда сможет их дополнить. Для этого нужно будет просто уяснить для себя: что именно я хочу узнать? Что именно из аппарата, например, экономики или финансовой математики мне не хватает для успешного ведения собственного дела? И если такое конкретное понимание созрело, то дальше все просто: «ищите - и обрящете». Ищите недостающие экономические или математические знания в справочниках, в современных информационно-справочных системах, в пакетах прикладных программ из математического обеспечения современных персональных компьютеров, в интернете. Наверняка найдете.



Статья: Предпринимательские риски
Автор: Публикатор
Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 0]
Мнение[Ваше мнение]

статьи по теме:
Торговое оборудование для магазина обуви
Ликвидировать фирму: цены и сроки
Как правильно выбрать место для проведения бизнес-мероприятия?
Страховые взносы для предпринимателей будут пересмотрены
Реальность инвестиционных намерений
Бесплатные объявления на ГородНальчикRU


Новости партнеров

В Ставрополе открылся уникальный магазин

В Ставрополе состоялось открытие нового магазина молочного комбината «Ставропольский». Магазин уникальный. Здесь можно приобрести настоящее молоко, благородные сыры с плесенью и множество полезной продукции с микроорганизмами. На открытии магазина присутствовали даже профессора.Новый магазин «Пр ... >>>

Виды труб и их применение

Виды труб и их применение